Предпосылки
В начале 2000-х годов после ряда громких террористических актов вопрос о безопасности жилых многоквартирных домов встал особенно остро. Проблема частично была решена повсеместной установкой подъездных домофонов. Благодаря им существенно сократилось количество правонарушений, совершаемых в квартирах и подъездах. Однако это не позволяло защититься от преступника, если он все же проник в дом. И придомовая территория, дворы, где гуляют дети, автомобильные парковки, так и остались незащищенными.
Очевидное решение – установка систем видеонаблюдения – стало успешно использоваться по всему миру. Положительный опыт многих стран дал толчок развитию этой отрасли в России.
Преимущества
- Сокращение количества преступлений;
- Жильцы спокойнее за жизнь и имущество;
- Благодаря наличию видеозаписей повышается раскрываемость преступлений;
- Управляющие компании сохраняют общедомовые средства от краж и порчи имущества.
Недостатки
- Высокая стоимость, доступная только для обеспеченных ТСЖ и ЖСК;
- Отсутствие профессионального обслуживания и мониторинга состояния систем приводит к невозможности получения видеозаписей или их плохому качеству;
- Зачастую отсутствует возможность найти владельца системы, а значит и видеоархивы.
- Жильцы не имеют доступ к видеозаписям.
Исследование показало, что из-за плохой организации и отсутствия общих стандартов работы с системами видеорегистрации, весь положительный эффект от их установки нивелируется. Что приводит к бесполезной трате общедомовых средств при фактическом отсутствии повышения уровня безопасности жителей. Мы стали работать над эффективным решением этой проблемы.
Программа «Добрый дом»
Накопленный опыт, опрос жильцов, консультации с правоохранительными органами и обслуживающими организациями легли в основу концепта нового продукта «Добрый дом», ключевыми характеристиками которого стали:
- регулярный мониторинг состояния оборудования для обеспечения надежности системы;
- исключение неправомочного доступа к видеоархивам и их злонамеренного использования;
- осуществление мероприятий по профилактике правонарушений совместно с установкой систем видеонаблюдения.
Многолетний опыт работы показал, что при невыполнении хотя бы одного из условий установка систем видеонаблюдения не будет эффективной и не оправдает себя.
Впоследствии, ввиду высоких затрат на обеспечение функционирования Программы, стало очевидным, что Программа «Добрый дом» не может носить малочисленный характер, продукт должен быть массовым и внедряться повсеместно. А это возможно только при бесплатной реализации Программы для жильцов. С этим ключевым требованием концепт Программы был полностью сформирован.
Реализация
Когда мы приступили к реализации проекта, выяснилось, что готового программного обеспечения, удовлетворяющего всем условиям задуманного, не существует. Поэтому было заключено соглашение с профессиональной IT-компанией, которая решила поддержать социально-ориентированную Программу и разработать уникальное ПО с разграничением прав доступа. С новым ПО смогут работать миллионы пользователей по всей стране.
Кроме того, внедрение Программы «Добрый дом» потребовало создания единого Мониторингового центра «Добрый дом» (МЦДД).
В функции МЦДД входит:
- автоматический и ручной мониторинг работоспособности подключенных систем;
- организация удаленного доступа к видеоархивам участникам;
- распределение уровней доступа к видеоархивам;
- обеспечение работоспособности АПК «Добрый дом» силами Операторов Программы.
МЦДД накапливает практический опыт эксплуатации оборудования, совершенствуя технические решения и программное обеспечение. МЦДД, как координационный центр с дорогостоящим оборудованием и специально обученными сотрудниками приобретает статус общероссийского, объединяя всех операторов Программы «Добрый дом».
Развитие
Программу «Добрый дом» было необходимо запускать в массовом порядке. Для этого требовались дополнительные ресурсы для обслуживания и развития систем. Поэтому программа «Добрый дом» оформилась в самостоятельную организацию .